Особое место занимают лепные украшения церкви в Сорочинцах, исполненные в духе народных декоративных узоров, бытовавших в керамических изделиях, различных порезках по дереву, вышивке и т. п. Если в декоре некоторых памятников заметно влияние книжной графики и переработанных общеевропейских мотивов (главным образом барочного характера), то сугубо местный, подлинно народный колорит украшений сорочинской церкви является ее отличительной особенностью.
В барельефных украшениях церкви в с. Воронеж Черниговской области (в 70-х годах XVIII в.) на наружных плоскостях стен изображены святые. Этот случай является единственным, не получившим дальнейшего распространения.
Лепные украшения Мгарского собора размещены наиболее эффектно — в виде обрамлений оконных и дверных проемов и на фронтонах. Лепщики здесь не всегда считаются с архитектурными элементами. Например, фигуры летящих
«слав», не поместившись на плоскости стены, располагаются частично и на плоскости выступающего пилястра (западный фасад).
отличается уверенным, красивым рисунком орнаментальных мотивов. Как наружная, так и внутренняя лепка носит светский характер в отличие от более поздних, канонических сюжетных изображений воронежской церкви. На фасадах изображены большей частью отвлеченные декоративные мотивы, а внутри — гирлянды цветов, фруктов и плодов местного происхождения, сивмолизирующие тему изобилия.
Такого же характера лепка была в интерьерах тех частей Михайловского собора в Киеве, которые пристроены в XVII—XVIII вв., а также на нижнем западном фронтоне собора Братского монастыря и на фронтонах и в виде обрамления проемов Успенского собора Киево-Печерской лавры.
В 30—60-х годах XVIII в. все большее распространение получает декоративная лепка, которая компонуется по принципу украинской плахты или по принципу вышитого рушника, т. е. сплошь или в избранных местах. Самым излюбленным был эффектный прием подчеркиванием декором избранных плоскостей. Наиболее блестяще этот композиционно-декоративный прием осуществлен в Мгарском соборе и Никольском соборе в Киеве.
В Украинских памятниках часто особенно богатым декором украшаются верхние части зданий — фронтоны, барабаны куполов и сами купола. Объясняется это тем, что в ряде наиболее известных древних памятников именно эти части подвергались перестройкам и вместе с тем декорированию (Софийский, Михайловский, Кирилловский, Успенский соборы в Киеве). Этот прием декорирования распространился и на вновь сооружаемые здания, такие как церковь в Барышевке, отчасти дом Заборовского в Киеве и др.
Колокольня Софийского собора (XVIII в.). Фрагмент первого яруса