Декоративные особенности архитектуры часть 2

Нередко архитектурный орнамент носит геометрический характер в сочетании с элементами классических профилей. Эти мотивы бытовали в деревянной резьбе и в украшениях предметов домашнего обихода, в том числе и в керамике. Таково убранство сорочинской и отчасти лютеньской церквей на Полтавщине, а также трапезной Выдубецкого монастыря и надвратной церкви Новгород-Северского монастыря. Подобный орнамент обычно покрывает архитектурные элементы, выступающие от плоскости стены.

В других случаях лепной орнамент покрывает основную плоскость, причем характер этой линии приближается к характеру настенной.роспи¬си. Вместо геометрических мотивов пли же одновременно с ними, здесь

Колокольня Софийского собора (XVIII в.). Фрагмент второго яруса

Колокольня Софийского собора (XVIII в.). Фрагмент второго яруса

«фигурируют классические мотивы — акант, пальмовая ветвь и почерпнутые из местной флоры изображения цветов — подсолнечника, мальвы, особенно часто гроздья и листья винограда, георгины, колокольчики и даже различные овощи и плоды. Из этих растительных мотивов компонуются гирлянды, букеты, «вазоны», «бегунчики» и тому подобные изображения, широко распространенные в настенных народных росписях и в декоративных бытовых тканях (Мгарский собор, соборы Братского и Никольского монастырей в Киеве, Успенский собор Киево-Печерской лавры и др.).

Кроме геометрических и растительных мотивов часто изображались различные аллегорические фигуры, главным образом в виде летящих «слав» (Мгарский собор, портал собора Киево-Печерской лавры), головы купидонов (церковь в с. Воронеж, Софийская колокольня, Братский собор и др.), птицы и животные. Кроме того, гетманы и старшины любили изображать свои фамильные гербы на зданиях, которые строились при их участии. Эта традиция продолжала существовать и позже, когда вместо гетманских гербов стали изображать царскую корону и двуглавых орлов (дом Заборовского, Мгарский собор, Георгиевский собор в Даневке около Козельца, ворота Михайловского монастыря в Киеве).

Наряду с лепкой существенная роль в художественном убранстве зданий принадлежит также орнаментации из кирпича, хотя этот прием не играл на Украине такой преобладающей роли, как это было в XVII в. в русской архитектуре. Декоративные элементы из кирпича имеют укрупненный характер (шахматные кирпичные членения стен Молчинского монастыря в Путивле, убранство Черниговского коллегиума). Нарядный кирпичный декор применен в таких памятниках, как дом Лизогуба в Чернигове или трапезная Троицкого Черниговского монастыря.

По-иному обстояло дело с монументальной живописью. К сожалению, до нас дошло не очень много примеров монументальной росписи.

В этой области украинские зодчие имели великое наследие XI—XII вв. Всемирно известные мозаики и фрески покрывали стены Софийского, Михайловского и Кирилловского соборов в Киеве, так называемую Старогородскую божницу в Остре. Несомненно, древние росписи украшали стены не дошедших до нас зданий в Чернигове, Переяславе и других местах.

далее

septilos.ru