С начала XVII в. на Украине производились большие работы по реставрации древних зданий. Эти работы должны были оказать определенное воздействие на умы современных зодчих и способствовать возрождению искусства росписи зданий. Монументальная живопись вновь расцветает, причем в первую очередь росписью украшаются древние здания — или по местам не сохранившейся древней живописи, или заново (Софийский и Кирилловский соборы, церковь на Берестове в Киеве, Успенский собор и Троицкая церковь Киево-Печерской лавры). Из новых зданий,украшенных росписью, известны собор Густынского монастыря, Михайловская церковь в Псрсяславе, Троицкий собор в Чернигове, собор Благовещенского монастыря в Нежине, трапезная Выдубецкого монастыря. Несомненно, таких росписей существовало гораздо больше, но они уничтожены временем и переделками.
Колокольня Софийского собора (XVIII в.). Фрагмент третьего яруса
О монументальной украинской живописи XVII в. говорится в записках П. Алеппского. Этот путешественник подробно описывает здания Киево-Печерской лавры, Софийский, Михайловский, Братский соборы в Киеве, Троицкий собор в Густыни, церкви в Переяславе, Чигирине, Субботове и ряд других.
Записки Алеппского особенно ценны в данном случае тем, что подтверждают распространение монументальной живописи уже в середине XVII в., т. е. до того, как многие деревянные здания и целые ансамбли были перестроены в каменные и заново расписаны или «поновлены» в XVIII в.
Алеппский делает следующее замечание: «В этом городе (речь идет о Киеве) среди казацких живописцев есть много искусных мастеров, которые обладают большой изобретательностью ума в изображении людей как они есть». 1 Здесь подчеркивается изображение людей «как они есть», т. е. не канонических изображений, а живописи реалистического характера.
Древние росписи варварски обновлялись в XIX в.
Отрадным исключеннем в этом смысле являются росписи Троицкой церкви Киево-Печерской лавры. Описанные П. Алеппским росписи этого памятника не сохранились; существующие росписи относятся к 30—40-м годам XVIII в., но и они являются уникальным памятником монументальной живописи на Украине этого периода. На стенах собора изображены библейские сцены, но выполнены они не условно, не по канонам византийской культовой живописи, а совершенно реалистично. Мало сказать, что эта живопись носит светский характер, она имеет местный, национальный колорит — сочная тональность рисунка и орнамента, но главное характер фигур, лиц, одежды и аксессуаров.
Следует отметить, что эту роспись, как и многие другие росписи, принято было считать исполненной под влиянием распространенных в ту пору гравюр фламандца Пискатора (Фишера). Мы не беремся в данном случае решать, в какой мере подобное утверждение является справедливым. Для нас важно, что характер этой живописи удивительно соответствует архитектуре собора (имея в виду его перестройку в начале XVIII в.). Как архитектурные формы, так и живопись выполнены в живой сочной манере.
Успенский собор Киево-Печерской лавры (XI—XVIII вв.). Декоративное убранство восточного фасада