В этот период продолжают развиваться и расцветают народные художественные ремесла, что связано с деятельностью целого ряда соответствующих цехов — иконописного, ювелирного, ткацкого, «людвисарского» (литейного), гончарного и др. Стремление к реалистическому изображению образов и форм, навеянных природой и взятых из жизни, красочность, нарядность, сочетание ярких тонов, любовь к сочному богатому орнаменту и рисунку — характерные черты народного декоративного искусства. Эти черты можно проследить уже в декоративном оформлении знаменитого Пересопницкого Евангелия XVI в. Эти же черты в специфическом преломлении нашли свое выражение и в архитектурных формах, в сочных изгибах украинских «бань» и пышном убранстве зданий.
Традиции народной художественной резьбы, богатого орнаментального убранства предметов обихода, оружия и т. д. проявились в таком виде искусства, как резьба иконостасов. В XVII—XVIII вв. украинские народные мастера создали подлинные шедевры, например иконостасы Софийского и Выдубецкого соборов в Киеве, церкви в Сорочинцах и др.
От плоскостности византийского иконописания ко все большей экспрессии, жизненности, народности — таков путь развития изобразительного и декоративного искусства Украины в XVII—XVIII вв.
Народные черты нашли свое выражение, в частности, в распространении парсунной (портретной) живописи, а также в таком чисто национальном явлении, как тип художника-стихотворца, прославлявшего средствами живописи и стихами знаменательные даты, народных героев и т. п. В народном обиходе широко использовались излюбленные сюжеты «казака-бандуриста» и «казака Мамая». Расписывались и украшались нравственно-поучительными надписями стены, потолки и двери зданий, а также различные предметы домашнего обихода и даже пчелиные улья. В художественном восприятии мира большую роль играла музыка, также наделенная чертами высокой гражданственности. В репертуар знаменитых украинских народных певцов-бандуристов, как правило, входили «Думы» о наиболее ярких событиях освободительной борьбы, а также шуточные, лирические и бытовые песни. Занятие музыкой было настолько любимым в народе, что в ряде городов — Киеве, Львове и др. — существовали цеховые организации музыкантов, а в Глухове в XVIII в. существовала специальная музыкальная школа. Не случайно при царском дворе в XVIII в. было много украинских музыкантов и певцов.
С музыкальной деятельностью связан и такой излюбленный вид художественного творчества, как театр, имеющий на Украине давние традиции. С первой половины XVII в. получают распространение театральные представления в школах и в Киево-Могилянской коллегии. Наряду с религиозно-назидательной темой эти действия проникнуты также социально-сатирическими элементами. В них высмеиваются паны и шляхта, прославляется освободительная борьба, как, например, в трагедии «Милость божия».
Типы укреплений украинских городов Левобережья в первой половине XVII в.
(по Боплану) верхний ряд — Кобиляки, Кременчуг, Голтва, Полтава, Хорол. Лукомля; средний ряд — Лубны, Миргород, Лютепки, Зиньков, Гадяч, Ромны; нижний ряд — Ичня, Лохвица, Моковчин, Борзня,
Батурин, Конотоп