Выдвигая в центр настоящего исследования проблемы ансамблевого строительства и объёмно-пространственный принцип архитектурного построения, автор считает необходимым отметить, что эти вопросы не получают в данном труде исчерпывающего освещения. На многие из поставленных вопросов можно дать лишь приближенный ответ. Причины, обусловившие некоторую неполноту исследования, связаны с тем, что в годы Великой Отечественной войны разрушен ряд ценнейших памятников национальной архитектуры, ранее не изученных, а также утрачены некоторые архивные материалы по истории украинской архитектуры.
Изучая данный период истории украинской архитектуры автор уделил главное внимание вовсе неизвестным или малоизвестным и незаслуженно забытым памятникам. В этом, а не в создании всеобъемлющего труда по истории зодчества Левобережной и Поднепровской Украины видел он свою основную задачу.
Значительный интерес для исследования украинской архитектуры представляет малоизвестный строительный трактат, изданный в Польше в 1659 г.1. Изложенный в духе трудов по архитектуре в период итальянского Возрождения, этот любопытный трактат содержит много рекомендаций по строительству местного характера. Если учесть, что власть польской шляхты в XVII в. распространялась не только на Правобережье, но временами и на значительные районы Левобережной Украины, то можно допустить, что этот труд был здесь известен и оказывал в какой-то мере влияние на способы строительства и характер архитектуры. Автор дает строителям и заказчикам чисто практические указания — как выбирать место для строительства, готовить строительный материал, делать фундаменты, стены, лестницы, окна, кровли и т. д.
Применительно к местным условиям в этом сочинении содержатся замечания такого характера: «… в Италии, где жарко, стараются, чтобы в доме было холодно, а в Польше, где зимой холодно, чтобы в доме было тепло… Там, где тесно в городах, дома высокие. В Польше, где владения большие… нужен простор». Далее дается любопытное сопоставление итальянских и местных приемов планировки: «… итальянские архитекторы делают анфиладное размещение комнат, но этот прием для нас мало подходит, ибо гуляет ветер и нет интимности». Как увидим ниже, безанфиладная планировка действительно преобладала в архитектуре Украины того времени. Автор трактата выражает явное предпочтение домам одноэтажным, а не многоэтажным: «Дворец на один этаж лучше со всех точек зрения и более уютный, и легче делать, и лестниц не нужно». Эти замечания прямо соответствуют планировке дворов и хуторов казацких старшин, характеру украинских населенных мест вообще.