Из дореволюционных изданий выделяется «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, где подведены итоги работам Павлинова, Никольского, Новицкого, Суслова и других исследователей, уделявших известное внимание также и украинской архитектуре.
Главы, написанные Г. Павлуцким, содержат ценный по тому времени фактический материал. Однако Павлуцкий представил одностороннюю картину развития украинского зодчества этого периода как простое заимствование западноевропейских барочных архитектурных форм. Кроме того, многие весьма известные архитектурные памятники здесь даже не названы.
1 Krotka nauka budownicza Dworow, Palacow, Zamkow podlug Nieba i Zwyczaju Polskiego. Krakow, 1659. Впервые опубликована в России в сборнике «Pamietnik Sztuk Pienknych», z. I, Warszawa, 1850. С подробными комментариями книга переиздана в Польше в 1957 г.
В целом можно сказать, что, за немногим исключением, большинство дореволюционных работ носит характер скорее просветительско-популяризаторский, чем профессиональный (работы Лукомского, Шамурина, Шумицкого и др.).
В первые послереволюционные годы количество публикаций по истории украинской архитектуры возросло, но по своей направленности и методологии эти работы мало отличались от предшествующих. Единственной в своем роде была монография С. Таранушенко о Покровском соборе в Харькове (1923 г.), которая и сейчас может являться образцом научной полноты исследования.
В предвоенные годы на страницах журнала «Архитектура РадянськоУ Украши» появились статьи Холостенко, Симикина, Безсонова и др., содержащие новый фактический материал. Однако до образования Академии архитектуры Украинской ССР в 1946 г., изучение памятников украинского зодчества велось все же в незначительной мере. Планомерное изучение истории украинского зодчества по существу началось с образования научно-исследовательского института теории и истории украинской архитектуры, который в 1957 г. подвел итог своей деятельности изданием первого тома «Очерков истории архитектуры Украинской ССР».
Как по методологии, так и по полноте представленного материала, это издание намного превосходит все то, что публиковалось ранее. Однако многие важные памятники Левобережья все еще не были изучены и здесь даже не упомянуты.
Следует особо сказать о работах, изданных за рубежом. Их авторы — как правило, лица, эмигрировавшие из Украины после Октябрьской революции. Наиболее отчетливо направленность этих работ выражена в книге Д. Антоновича «Окороченный курс украинського мистецтва», вышедший в Праге в середине 20-х годов.