Раздвоение стружки подтверждает наличие трещины в данном месте.
При срубании стружки нельзя допускать резких и глубоких зарубок металла.
Наличие дефектов на торце стыковых швов может быть уточнено путем зачистки шва до зеркального блеска и протравливания зачищенной поверхности 15—20%-ным водным раствором азотной кислоты.
Полученный таким образом макрошлиф рассматривается через лупу. Если в очищенном от краски металле не обнаружено дефектов, но сразу же после осмотра его следует загрунтовать, а затем окрасить.
При обнаружении дефектов, за которыми должно быть установлено систематическое наблюдение, зачищенное место покрывают олифой или прозрачным масляным лаком.
По данным ВНИПТмаша, наиболее частые повреждения (трещины) металлоконструкций мостовых кранов происходят в следующих узлах:
Существенным дефектом, присущим некоторым мостовым кранам, по данным ВНИИПТмаша, является деформация главных балок мостовых кранов в вертикальной плоскости, лежащая в пределах 20—40 мм, а иногда достигающая значительных величин, вызывающих самопроизвольное движение тележки к середине моста при отпущенном тормозе. Этот дефект (остаточная деформация) не выявляется при статическом испытании крана грузом. Развитие остаточной деформации происходит следующим образом: в начальной стадии в зависимости от времени происходит непрерывное увеличение прогиба балки по определению закону, затем наступает замедление процесса, после чего следует резкое увеличение деформации,приводящее к аварийному состоянию металлоконструкций.
Таблица 12.1 Техническая характеристика вышки телескопической с гидроприводом
Статическое испытание таких кранов указывает на упругую работу балок, т. е. без явления остаточной деформации.
Учитывая серьезность указанного дефекта, ВНИИПТмаш рекомендует за ответственными кранами (краны горячих цехов) установить наблюдение путем геодезических съемок.
Типичные места возникновения усталостных трещин в крановых металлоконструкциях с решетчатыми фермами (портальные, башенные краны). (рис. 12.5)
Для доступа к нижним частям металлоконструкций мостовых кранов при их осмотре применяют передвижные неподъемные (рис. 12. 6) и телескопические (рис. 12. 7, табл. 12. 1) с гидроприводом вышки, а также вышки других конструкций. Для этих целей может быть применен также телескопический подъемник ПТ-7, 2 (рис. 12. 8, табл. 12. 2), изготовляемый серийно.
Передвижные вышки применяются при высоте подкрановых путей не более 10 м и при наличии свободного места для их передвижения. В местах осмотра крана с вышек пол цеха должен быть исправным и не иметь уклона. Вышки должны быть проверены на устойчивость и при необходимости снабжены дополнительными опорами.
Таблица 12.2 Техническая характеристика подъемника ПТ-7.2
Дополнительными опорами должна быть снабжена неподъемная вышка (см. рис, 12 .6) при высоте не более 4 м. Грузо подъемность вышек принимается 200 кгс из расчета нахождения на них двух человек с инструментом. При перемещении вышки (см. рис. 12. 7) через дверные проемы высотой 2, 2 м платформа снимается.