Обрамление оконных и дверных проемов, так же как и декор плоскостей, отличается в украинской архитектуре нарядностью и большим разнообразием. Техника выполнения этого убранства была двух видов: из профилированного
Церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (1696— 1698 гг.). Фрагмент Трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.). Оконный наличник При большом разнообразии оконных наличников, дверных порталов и характера
Логичным, совершенным и подлинно архитектурным следует считать декор Троицкого собора Густынского монастыря, обоих соборов Старцева в Киеве — Никольского и Братского, и Мгарского собора. Высокими художественными качествами отличается
Почти все перекрытия зданий в XVII—XVIII вв. были сводчатые и это обусловило специфический характер декора интерьера. Посредством несложных штукатурных тяг очерчены ребра сводов трапезной Троицкого собора в Чернигове.
В интерьерах зданий поливные изразцы широко применялись для облицовки печей. Этими кахлями «зеркала» печей облицовывались сплошь. Несмотря на общую тональность, каждая такая плитка зрительно воспринималась отдельно, благодаря тому,
Декоративные фронтоны имеют очень сложную форму как по очертаниям, так и по заполнению плоскости фронтона. Эта плоскость обычно членилась вертикальными пилястрами и нишами самой различной формы. Иногда фронтоны
Более поздняя Малая Софийская церковь развивает черты зальных зданий; несомненно ее родство с рассмотренными выше зданиями трапезных. Тип зальных зданий на Левобережье большого распространения не имел. Параллельно с
Этот тип зданий — трехчастных однокупольных — прослеживается в хорошо сохранившейся Ильинской церкви на Подоле в Киеве, построенной в 1692 г. киевским мещанином Петром Гудимом. Здесь также слегка
Рождественский собор является трехкупольным зданием четко выраженного трехкамерного построения. Однако как по плану, так и по объемно-пространственной схеме это здание совершенно не похоже на обычные храмы такого типа.
Мы уже говорили, что храмы Стародуба и Глухова имеют общие черты и относятся к одной школе. Это находит свое подтверждение, если сравнить два рассматриваемых стародубских памятника с собором